Перепланировка — это перспективное решение для многих собственников помещений, которые хотели бы улучшить пространство и эргономику. Однако важно помнить, что для легализации любых изменений капитальных конструкций и конфигурации помещения необходимо оформить акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке. Всестороннюю профессиональную помощь на любом этапе и с гарантированным результатом, независимо от сложности случая, оказывает компания «ТехСтройЭксперт». Данный документ требуется для официального подтверждения соответствия фактической планировки помещения согласованной проектной документации, а также правовым, противопожарным и санитарным нормам. Заверяется всеми участниками процесса согласования и признается законным основанием для внесения новых данных в Росреестр и БТИ.
Образец акта о завершении перепланировки
Нормативное регулирование
- Жилищный кодекс РФ (статья 28). Устанавливает акт о завершении перепланировки (акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке) как обязательное условие принятия переустроенного помещения к дальнейшей эксплуатации.
- Региональное законодательство. На уровне каждого субъекта РФ приняты отдельные документы, которые касаются вопроса оформления и юридического признания изменений планировочном решении со стороны собственников. В них содержится полное руководство как для желающих провести и зарегистрировать перепланировку, так и для государственных уполномоченных ведомств.
В частности, правительство Москвы выпустило для таких случаев постановление 508-ПП от 25.10.11.
В документ включены:
- Виды изменений, которые считаются перепланировкой и для которых в обязательном порядке необходимо оформлять акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке.
- Требования к проектной документации по переустройству помещений.
- Административный регламент – порядок действий заказчика и исполнителя государственной услуги по согласованию перепланировки.
В других регионах местные органы самоуправления применяют собственные нормативные документы. Но обычно основные положения в них совпадают с 508-ПП.
Что делать если перепланировка уже выполнена, а разрешение получено не было?
Правила предусматривают легализацию ранее выполненной перепланировки даже при отсутствии предварительного одобрения уполномоченного органа. Тогда вместо решения, если оно было необходимо для конкретных видов работ, придется предоставить техническое заключение о допустимости и безопасности ранее выполненных работ. Подтвердить, что изменения не сказались на безопасности конструкций, должна проектная организация – член СРО. Если при перепланировке были затронуты несущие конструкции или перепланировка проведена в доме с деревянными, или смешанными перекрытиями, то техническое заключение должен делать автор проекта дома, при его отсутствии – специализированная организация.
Но даже если работы признаны допустимыми, собственнику все равно придется понести административное наказание за проведение самовольной перепланировки.
Кто участвует в приёмочной комиссии при завершении перепланировки?
Проверять соответствие фактического состояния помещения проведенным работам должна межведомственная комиссия. В нее включают нескольких лиц, которые представляют:
- заявителя (он вправе участвовать в работе органа лично);
- представителя Мосжилинспекции;
- проектную организацию (если в ходе перепланировки были затронуты несущие конструкции);
- представителя управляющей компании, (если при переустройстве своего помещения заявитель использовал или присоединил часть общего имущества многоквартирного дома).
Все ответственные лица должны проставить свои подписи и печати (для юридических лиц) на акте. А для этого необходимо, чтобы они все явились на осмотр помещения. Лучше дополнительно уведомить уполномоченные организации о будущем согласовании и убедиться, что они смогут направить своих специалистов на место в назначенное время.
Как оформляется акт и что нужно от собственника?
Бланк заполняется членами приёмочной комиссии. Но для этого у них должна быть информация, которая предоставляется только в электронном виде, через личный кабинет заявителя на Портале госуслуг Москвы. Если акт оформляется после ранее выданного Распоряжения, то вместе с запросом прикладывается в том числе:
- журнал производства работ (при необходимости);
- акты скрытых работ;
- Выписка из СРО строительной организации, проводившей работы, требующие оформления актов на скрытые работы.
Если акт оформляется на ранее выполненные работы, произведенные без получения разрешения, то вместе с запросом прикладывается:
- техническая документация на помещение (план «до» перепланировки);
- техническое заключение о допустимости и безопасности ранее выполненных работ;
Дополнительно направляется подтверждение полномочий заявителя (доверенность, если собственник действует не самостоятельно). В зависимости от конкретных обстоятельств перепланировки и переустройства может потребоваться, согласие на перепланировку собственников смежных помещений, протокол общего собрания собственников помещений и т. д.
После подачи заявления и обязательных документов Мосжилинспекция обеспечивает выезд представителей приемочной комиссии на объект.
Когда все требуемые проверки заканчиваются и выясняется, что отклонений от действующих норм и правил нет, оформляется акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения.
В него должны войти следующие данные:
- место и дата составления;
- адрес объекта недвижимости;
- список лиц, которые включены в комиссию, в том числе сведения о проектной организации и управляющей компании (если необходимо);
- данные о проведенных работах и эскизе (или техническом заключении);
- вывод о соответствии перепланированного помещения проекту и требованиям безопасности (если перепланировка легализируется без предварительного согласования).
Ставятся подписи всех членов комиссии и председателя (с расшифровкой). К акту прикрепляются приложения (план помещения после переустройства и экспликация).
Акт составляется в 4-х экземплярах, готовый документ должен быть передан всем заинтересованным участникам согласования. Это владелец помещения, Мосжилинспекция (или профильный отдел в администрации региона, городского округа), Росреестр (для внесения новых данных в государственную базу недвижимости) и БТИ (для внесения изменений в техническую документацию).
Если собственнику нужен акт на бумажном носителе, то при подаче заявления в личном кабинете делается специальная пометка, экземпляр на бумажном носителе можно будет получить в любом МФЦ. От момента подачи заявления до вручения подтверждения о завершении перепланировки должно пройти не больше 10 рабочих дней (если уполномоченный орган изначально выдавал согласие на переделку помещения) или до 30 (при согласовании перепланировки, произведенной без получения разрешения).
Что проверяет приемочная комиссия?
Чтобы перепланировка была признана завершенной, а собственник в итоге получил на руки акт и узаконил произведенные работы, важно соблюсти все санитарные и строительные нормы, а также требования проекта. Вызванный представитель жилищной инспекции обязательно проверит:
- Соответствие фактического состояния помещения проектной документации.
- Правильно ли оформлены журналы и акты скрытых работ.
- Сохранен ли беспрепятственный доступ к сетям и оборудованию, входящим в общее имущество.
Специалист убедится, что выполнено финишное покрытие пола, на месте все предусмотренные перегородки, установлены двери и сантехническое оборудование.
Почему могут отказать в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке?
Иногда собственники получают отказ в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке. Но такое решение выносится по конкретным веским причинам:
- незавершенность работ, предусмотренных проектом;
- несоблюдение актуальных норм и требований;
- ограничение или затруднение доступа к системам канализации, водо-, тепло- или газоснабжения;
- истечение срока разрешения на проведение перепланировки;
- некомплектность документации.
В отказе оформления акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке всегда указаны причины, послужившие отказу и ссылка на те пункты действующей нормативной документации, которые были нарушены. После исправления причин, послуживших отказу, можно повторно обратиться за получением государственной услуги.